Они бывают двух видов: сады и ясли-сады. В сады-ясли принимают детей, начиная с 1,5 лет, а в детские сады - с 3 лет, хотя имеются и исключения, когда малышей набирают только с 4-5 лет. Яслей-садов на сегодняшний день осталось довольно мало, поэтому устроить ребенка до 3 лет в приличные ясли очень проблематично. В ясельной группе обычно 15 детей, в средней группе 20, а в старшей группе 25 человек. Имеется в виду среднесписочное число детей в группе, но реально посещает детсад примерно половина.
Муниципальные детские сады занимаются по одной из образовательных программ дошкольного воспитания. Занятия по программе должны обязательно включать: знакомство с окружающим миром (с предметами ближнего окружения, природой, явлениями жизни); игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
-развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению, согласованию слов, устный рассказ);
-знакомство с художественной литературой (пересказ прочитанного, чтение, заучивание);
-знакомство с элементарными математическими понятиями;
-обучение основам изобразительного искусства (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
-музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
-физкультурные занятия.
Очень многое в муниципальных садах зависит от заведующей. При равных условиях некоторые сады известны на весь район и в них стремятся попасть все. В государственном садике существует "общеобразовательная программа". Деятельность садика строго контролируется вышестоящей инстанцией (отделом, управлением образования). Некоторые сады предоставляют дополнительные платные услуги, от которых Вы имеете право отказаться.
Маленькая стоимость, существование льготных категорий (мама-одиночка, многодетная мама, вдова, работники образования и т.д.).
Близость к дому. Врачи не рекомендуют возить ребенка в садик, если дорога занимает больше 20 минут.
Выбираем муниципальный детский сад:
Записываться в детский сад лучше заранее и сразу в несколько, особенно если Вы живете в новом районе. В новых районах лучше это делать сразу после рождения ребенка, иначе Вы рискуете вообще никуда не попасть.
Узнайте, каким образом в выбранном Вами детском саду проходит адаптация детей, никогда раньше не посещавших садик.
Узнайте режим работы детского сада. Все государственные сады 12-часовые, 14-часовые или круглосуточные (пятидневка). Существует режим кратковременного пребывания. Если воспитатели требуют от родителей забирать ребенка в 17 часов - это их личная инициатива, на которую они не имеют права. Так называемые "короткие дни" - тоже нарушение закона, детский сад должен работать одинаково во все рабочие дни.
Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей. Согласно Типовому положению о ДОУ, в группе должно быть не больше 20 детей, два воспитателя - один в первую смену и один во вторую, а также нянечка. В муниципальных садах нередко встречаются нарушения этого положения.
В них уже дети подразделяются на две группы: те ребята, чье пребывание там оплачивает предприятие, на котором работает один из родителей, и те малыши, родители которых самостоятельно оплачивают пребывание ребенка по установленным учреждением расценкам. Стоимость в таких детских садах колеблется. Иногда с мам и пап берут вступительный взнос. Традиционно в ведомственных садах условия пребывания детей лучше, чем в муниципальных, а также лучше питание, меньше детей в группе, больше дополнительных занятий. Конечно, из общего правила бывают исключения: все зависит от того, насколько богато то или иное ведомство. Например, система детских садов Академии наук включает в себя разные детские сады: в одних из них есть дополнительные занятия, в других - бассейн, а в некоторых ничего этого нет. Тем не менее преимуществом всех садов этой системы является небольшое количество детей в группе - 10-12 человек.
Ведомственные детские сады не контролируются напрямую органами образования, их программы и порядки определяются теми предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад. Такие сады стоят дороже, но для детей сотрудников предприятия цена существенно ниже. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается, т.к. далеко не каждая организация может позволить себе такую роскошь, как содержание детского сада.
- Сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным детским садом) количество детей в группе.
- Лучшие условия пребывания детей (по сравнению с муниципальным детским садом).
Более разнообразное меню.
- Лучше техническое и материальное обеспечение.
- Не всегда такой сад находится рядом с домом.
- Довольно высокая оплата.
- Могут быть сложности с зачислением детей "со стороны".
Выбираем ведомственный детский сад:
Проверьте наличие у сада государственной аттестации и лицензии.
Обратите внимание, насколько хорошо обеспечивается социальная база предприятия, в чьем ведомстве находится сад.
Они принадлежат одному или нескольким частным лицам. Соответственно их уровень зависит от организаторских способностей тех, кому они принадлежат. Некоторые из частых садиков созданы на базе государственных, то есть находятся с ними в одном здании, но предоставляют при этом больший комплекс услуг. Другие занимают отдельное здание и работают с детьми по своей программе.
Частные сады - идеальный вариант при отсутствии материальных затруднений. Они работаю, как правило, до 20:00 - 21:00 или круглосуточно. В частных садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Частные сады, как правило, хорошо обеспечены играми, игрушками, дидактическим материалом, наглядными пособиями и т.д. Частные сады не позволяют себе брать на работу низкоквалифицированных специалистов. Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.
- Маленькое количество детей в группе (от 5 до 10 человек) - каждый ребенок получает достаточно внимания.
- Разнообразное и вкусное питание (возможно индивидуальное меню для Вашего ребенка).
- Индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть их способности. В каждой группе работает несколько воспитателей, за развитием и здоровьем детей наблюдают логопеды, психологи, дефектологи, врачи и т.д.
- Родители имеют право влиять на учебно-воспитательный процесс - например, через попечительский совет. В частности, они могут инспектировать кухню, присутствовать на занятиях и т.п.
- Многие частные сады работают по системе "детский сад - школа".
- Высокая стоимость. Если Ваш ребенок проболел оплаченный месяц, далеко не каждый частный детский сад вернет Вам деньги.
- Не всегда частный садик расположен рядом с домом.
- Иногда желание угодить родителям за их собственные деньги вредит учебно-воспитательному процессу.
Выбираем частный детский сад:
- Обратите внимание на близость садика к дому, в некоторых садах предусмотрена доставка детей до учреждения и обратно.
- Ознакомьтесь с лицензией на образовательную деятельность, Уставом учреждения и договором. Узнайте, есть ли у садика документ на ту площадь, которую он занимает в данный момент. В договоре должен содержаться комплекс предоставляемых услуг, условия оплаты и режим пребывания ребенка в детском саду. Все права и обязанности сторон должны быть детально оговорены и внесены в договор.
- Ознакомьтесь с меню. Осмотрите помещения, игрушки, территорию для прогулок, обратите внимание на общение воспитателей с детьми.
- Узнайте о программе и методиках, по которым работают в садике. Выясните, на какую школу ориентирован детский сад - частную или общеобразовательную.
- Вы можете задать вопросы об образовании и квалификации работников сада. В хорошем саду Вам с гордостью расскажут о своих сотрудниках и покажут их дипломы.
- Узнайте режим работы врача и медсестры.
- Обратите внимание на срок работы детского сада: пять лет в наше время уже солидный срок.
Там малыш пребывает с понедельника по пятницу. Доставка детей производится централизованно на автобусах в понедельник и пятницу от различных станций метро. Такие сады бывают ведомственные и частные, цена пребывания в них колеблется. Здесь обязательно проводят дополнительные занятия, обычно есть бассейн, а главное, малыши целый день находятся на свежем воздухе.
Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения.
Семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей. Семейный детский сад обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Семейные детские сады организуются в целях поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей. Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ, к которому прикреплён семейный детский сад, вводятся дополнительные штатные единицы: воспитатель, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель,старшая медсестра, педагог-психолог, социальный педагог. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад. Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя и предусматривается финансирование из бюджета города Москвы.
- Условия пребывания детей приближены к домашним.
- Маленькое количество детей (3 - 10 человек).
- Индивидуальный подход к обучению, воспитанию и питанию каждого ребенка.
- Достаточно высокая плата.
- Возможные проблемы с недостатком оборудования или помещения.
Называться они могут: детский центр развития, центр развития ребёнка, группа по уходу и присмотру и уходу за детьми, частные ясли, домашний ясли-садик, детский клуб, семейный клуб и т.д. Главное, чтобы это не противоречило нелицензионной деятельности (услуги по присмотру и уходу и второй вид - дополнительное дошкольное образование).
В группы в домашних садиках могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы), как правило есть ясельная группа. Есть частные садики, где набирают детей определённого возраста, чтобы сформировать две группы воспитанников. например - младшую ясельную и старшую ясельную группы. В среднем детей берут с 2х лет и формируют две группы - старшую и младшую, где находятся разновозрастные дети.
Группы различаются также по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-10- часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Располагаются, как правило, такие детские садики в специально оборудованных квартирах, включающих игровую, спальню и комнату для занятий. Для детей, трудно привыкающих к новой обстановке, такой детский сад – идеальный вариант. В таком детском саду пребывание ребенка мало отличается от пребывания дома с няней, но жизнь малыша дополняется общением со сверстниками и полноценными глубокими и всесторонними занятиями.
1. Невысокая наполняемость групп, и, как следствие - возможность каждому малышу уделить столько внимания, сколько ему потребуется, создать для детей пространство любви, заботы и добра, где ребёнку будет уютно, комфортно и радостно.
2. Составление меню с учётом пожеланий родителей - аллергикам есть возможность готовить отдельно. Если ребёнок приходит позже остальных, он не будет сидеть голодным до обеда - его обязательно накормят.
3. Сильно отличающийся от муниципальных садов график работы - частные садики работают и до 21 часа, и круглосуточно.
4. Персонал частного садика-яслей не ограничивается воспитателями, нянечками, поварами. На работу охотно принимают психологов, дефектологов, логопедов, педиатров, медработников. Это позволяет улучшить воспитательную деятельность садика, следить за здоровьем детей и всегда вовремя принимать необходимые меры.
5. В своём большинстве работники домашних садов - трудолюбивые, творческие люди, не просто отбывающие время на работе, постоянно поглядывающие на часы, а любящие детей и умеющие создать им комфортные условия для творческого развития маленькой личности, наладить доверительные отношения с родителями.
4. Период адаптации к социуму в частных садах минимален.
5. Разновозрастные группы учат ребёнка общению не только со сверстниками, но и с младшими, и старшими детьми.
6. К преимуществам частного детского сада относятся и возможности реализации более прогрессивных программ по подготовке ребенка к школе. Во многих детских садах вполне удачно осуществляют обучение, развитие и воспитание ребенка с учетом передового зарубежного педагогического опыта и положительно зарекомендовавших себя методик (к примеру, той же методики Монтессори).
7. Частные садики работают всё лето.
Детский сад – наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Детские сады отличаются разными образовательными программами. ГБОУ - это частный случай ДОУ, ГБОУ финансирует бюджет, но это обе государственные структуры.
Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже установлен свой распорядок дня и обязательные развивающие занятия. Желательно, чтобы ребёнок обладал элементарными навыками в соответствии с возрастом: мог сам ходить, есть, пить, одеваться и т.п.
Детский сад присмотра и оздоровления функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры.
– это сад с углубленным развитием физических и умственных способностей ребенка, где учебные мероприятия совмещаются с оздоровительными. В таком учреждении в программу обучения включены дополнительные направления: экологическое воспитание, охрана жизни и здоровья, физическое развитие, коррекционное развитие (для детей с нарушениями речи и поведения), приобщение детей к музыкальному и литературному культурному наследию, усиленная подготовка к школе.
Центры развития отличаются от общеразвивающих садов с приоритетным осуществлением направления развитой инфраструктурой. Здесь есть игровые и физкультурные комплексы, бассейн, сауна, массажный и физиотерапевтический кабинеты, компьютерный класс, различные виды студий (изостудия, музыкальная, театральная) и лабораторий (экологическая, фото- и кинолаборатории), комната сказок, ларингофонный кабинет, этнографический и «живой» уголок. В Центрах развития практикуют такие общеоздоровительные мероприятия, как закаливание, обтирание, фитотерапия, витаминизированные диеты. В детсады подобного типа нередко приглашают приходящих педагогов для занятий иностранными языками, риторикой, художественной гимнастикой и т.д.
В комбинированный детский сад включены общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разных сочетаниях. В эту же категорию относят сады, включающие в свой состав ясельные группы, и интегративные детские сады, где дети со сниженными способностями для развития коммуникации и усвоения правильной модели поведения занимаются вместе с обычными детьми.
Компенсирующие сады созданы для детей с различными патологиями: задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Воспитанников здесь обучают по особой программе, призванной скорректировать особенности их развития, а также лечат. Поэтому в компенсирующих детских садах работают не только педагоги, но и медицинские работники, и специалисты узкой квалификации – логопеды, дефектологи, психологи. Для детей создаются особые условия пребывания: питание, лечение, физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массажный кабинет и т.д.
Группы в таких садах небольшие – 5-12 человек, а график посещения сада варьируется от 3 часов (группы кратковременного пребывания) в день, до круглосуточного пятидневного пребывания.
К этому же виду детских садов относятся сады присмотра, ухода и оздоровления, чья деятельность направлена на общее улучшение здоровья часто болеющих детей и детей со сниженным иммунитетом. Они оснащены всем необходимым для проведения процедур и профилактики заболеваний. Основанием для зачисления в детсад присмотра является направление педиатра, а как только произойдет улучшения здоровья воспитанника, ребенка переводят в обычный детский сад.
В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.